www.lutim.ru - Фазы жизни. Первая фаза - 20-е годы
Строим вместе со stroysam.org. Ремонт своими руками

Фазы жизни. Первая фаза - 20-е годы

Развитие личности тщательно изучено до 18-20-летнего возраста, особенности развития разложены по полочкам. Далее, как правило после 21 года мы предоставлены сами себе, плывем по течению до старости. В период между 18 и 50 годами максимально раскрываются возможности человека. Это тот возраст, когда мы нуждаемся в советах по жизненно важным проблемам, пытаемся придать некоторый смысл своему существованию и пробиться через неопределенность. Если мы "не приспосабливаемся" к условиям существования, то воспринимаем это как собственное несоответствие требованиям жизни. При этом мы не учитываем, что находимся на определенной ступени развития, и не задумываемся над тем, что многие проблемы тянутся с детства. Значительно легче обвинить в срывах мать, жену, мужа, работу, систему либо вовсе не думать об этом.

До недавнего времени психиатры и социологи обращались к жизни взрослого человека только при наличии каких-то проблем и очень редко уделяли внимание временным изменениям и их предсказанию. Теоретические концепции, берущие начало от Фрейда, основаны на том, что личность более или менее сформировалась в пятилетнем возрасте. А что могут дать эти концепции 40-летниму человеку, который достиг профессиональной цели, но чувствует себя подавленным? Он обвиняет свое окружение в том, что они лишили его свободы. В мыслях он пытается вырваться из этих пут. Поэтому объектом желания освободиться может стать кто угодно: например, интересная женщина, которую он встретил -другое поле деятельности и т.д. Но когда цель достигнута, выясняется, что все осталось по-прежнему и новая ситуация оказывается опасной ловушкой.

Никто не думал, что чувство неуравновешенности и подавленности, возникающее в среднем возрасте, можно предсказать.

Новая концепция зрелости включает полный жизненный цикл и подтверждает старые предположения. Если человек не воспринимает свою личность не как механизм, сформировавшийся по окончании детства, а как процесс развития, то жизнь в 20 или 30 лет или при переходе в средний возраст будет интригующей, обещающей сюрпризы и радости открытия.

ПЕРВАЯ ФАЗА ВЗРОСЛОСТИ -ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ

В 21 год человек становится взрослым и полностью отвечает за свои поступки. Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное чувство, исчезают сомнения и временность юности, начинают строить будущее. Во всех жизненных сферах начинается сильное жизненное стремление к экспансии.

Важнейшей задачей мужчины становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры. Для женщины приобретает центральное значение ответственность за создание собственного окружения. Если этот момент замедляется внешними обстоятельствами, то внутренне это ощущается как недостаток, от которого нужно по возможности избавиться. Во всяком случае, человек в этом возрасте развить в себе соответствующую порцию творческих способностей.

Найти партнера для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни-все это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура.

Два человека должны вместе создать собственный стиль жизни. Найти новый смысл жизни значит создать частицу культуры и среды, и это потому так важно, что это будет средой, формирующей новой поколение. Это относится также и к стилю взаимоотношений. Маленький ребенок, ползающий по полу еще не понимает, о чем беседуют отец и мать друг с другом, но он очень хорошо схватывает тон разговора. Он, например, может слышать как один не нападает на другого и не выносит ему нравственный приговор, что друг друга уважают и предоставляют один другому свободу. Все это вещи, которые формируют отношение ребенка к жизни, задолго до того, как он сможет понять что-то конкретно.

Первое место работы или вступление в профессию является также большим творческим достижением в общественной сфере. Чувство самооценки человека в этой фазе еще очень зависит от реакции окружения на его (экспансивные) действия и деятельность. Молодой взрослый человек хотел бы проявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и свои способности.

В 20-е годы и прежде всего в их второй половине внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы. Это форма, которую Штайнер рассматривает как "душой ощущающей", а М. Мерс жизненно-душевными стремлениями, т.е. как силы в которых познается душа как законченное целое.

Иначе говоря: теперь возникает собственный внутренний мир, в котором инстинкты, берущие начало в сфере телесного, являются только одним из явлений среди других. Равное с ними право среди прочего имеют знание о собственной жизни как задаче и единстве, и не только знание, но и конкретный опыт о начале и конце жизни, о смысле и бессмыслице, и о добровольно выбираемой ответственности в отношении людей и общественных институтов.

Марта Мерс считает, что развитие женщины в эти годи происходит иначе, прежде всего потому, что "созревание" (переходная фаза от юности к взрослости) у женщины заканчивается уже в 21 год, в то время как у мужчины она может продолжаться до 24 лет. Таким образом, женщина сначала превосходит мужчину в отношении зрелости личности. При этом женщина в начале взрослого бытия стоит перед двойной задачей, часто приводящей ее к внутреннему конфликту. Она должна посвятить силы сохранению человеческого рода, неся на себе всю тяжесть этой задачи. С другой стороны, жизнь требует сегодня интенсивного участия в работе ради заработка и общественной жизни. Этому конфликту женщина подвержена уже в юности, позже он еще более обостряется.

Начало взрослости является фазой, определяющей развитие в дальнейшей жизни от сексуальности через эрос к любви. Эрос-душевная сфера, в которой колеблются склонность и неприязнь, надежда и разочарование, вопрос и ответ. Он может превратиться независимо от биологической сексуальности в дружбу и почитание. Эрос-большой стимулятор искусства, прежде всего поэзии и музыки.

Эрос превращается в любовь, если душа открывается другому человеку, если человек понимает чувства другого, как тот уверен, что любящий человек знает его душевный мир.

Выбор партнера может определиться чисто биологически-сексуально, тогда, вероятно, связь долго не продлится. Отношения должны складываться вначале на сексуальном влечении, но потом все-таки стать интимной игрой маленьких неожиданностей и инициатив, означающих для души больше, чем для тела. Наконец, отсюда может вырасти любовь к духовному облику партнера, который лишь тогда ощущает себя понятым в своей духовной человеческой сущности и приободренным.

С усложнением нашей действительности, с возрастанием роли женщины в ней и, следовательно, с увеличением многогранности ее личности семейная жизнь становится все более сложным делом, требующим непрестанного и постоянного к себе внимания. И это внимание, эта забота, это постоянное стремление к воспроизводству чувств обернется огромной радостью на всю жизнь. Создание физической и психической среды требует много энергии и напряжения, но приносит также большое удовлетворение.

Освоение родительской роли, так же как и супружеской, требует от людей в период взросления принятие на себя обязательств, регулирующих их место как в семье, так и в обществе. Это очень трудное явление -взятые на себя обязательства - контроль и исполнение принадлежит самому человеку, в его внутреннем диалоге преобладает модальность долженствования. Это ограничивает жизнь "Я", проявление его динамики в других модальностях: хочу, могу, думаю, наконец, чувствую. Все смещается в ракурс долженствования и воспринимается, в конечном счете, как навязанная обязанность, стесняющая спонтанность жизни. Вот здесь человек в период взросления и проходит испытание на решение важной жизненной задачи - выработку собственного (семейного) стиля жизни. Стиля жизни во всей ее неповторимости, спонтанности, энергичности, рискованности, продуктивности... Выработка стиля жизни предполагает и семейное единение "мы" и свободное существование "я" каждого члена семьи.

Уже в первой фазе брака содержатся в зародыше все возможности дальнейшего развития отношений. И здесь от человека требуется выраженная экспансивная позиция, ориентированная на внутреннее развитие. Если в данной фазе такое внутреннее развитие не состоится, тогда всплывает -как мы увидим- в 30-е годы почти непреодолимые трудности, и в период 40-ых годов человек окажется с пустыми руками.

Около 28 лет (почти все ученые отмечают этот возраст) стихии чувств утихают, все больше дистанцируются от событий. После этого состоится первый взгляд назад, возникает чувство, что человек простился с юностью; заглядывая вперед, чувствуют, что вступают в фазу, когда появляются совершенно другие задачи, а спонтанность эмоционального развития отходит на задний план.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Design by LUTIM